Корисна iнформацiя

Слушаем – слышим, читаем – понимаем

13.05.2014

Слушаем – слышим, читаем – понимаем

Восприятие речи на родном языке осуществляется достаточно легко. Однако запечатленный в памяти зрительный образ слова не всегда просто ассоциируется у школьников со слуховым. Кроме того, успех запоминания необходимой информации зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей, установленных в результате языкового опыта.

Аудирование и чтение молча – языковые упражнения, появившиеся в арсенале изучения русского языка сравнительно недавно, - необычайно полезны для развития памяти учащихся.

Кажется, не так давно были введены в курс обучения русскому языку такие виды работ, как аудирование и чтение молча. Поначалу даже не верилось в то, что они так уж необходимы для изучения языка. Но прошло время, и польза от подобных упражнений стала очевидной: учащиеся стали лучше воспринимать на слух и визуально незнакомый текст, определять цель высказывания, запоминать его содержание, выявлять причинно-следственные связи, тему и основную мысль, изобразительные средства с одного прослушивания или прочтения. Школьники поняли простую истину: чтобы услышать, надо заплатить вниманием.

Систематическая работа по аудированию текста и чтению молча учит школьников размышлять над услышанным (прочитанным), развивает у них способность к рефлексии, повышает ответственность за свои успехи.

На обучающее аудирование и чтение молча в программе отводится не так уж много времени. Однако дефицит учебных пособий всё же возник: издания прошлых лет перечитаны вдоль и поперёк, учителя ждут новых.

Сборники текстов для аудирования и чтения молча, выпущенные издательством «Ранок», позволят учителю развить в ребёнке способность не только слушать, но и слышать.


Пользуясь данными пособиями, учитель сможет сформировать у школьников ценный навык осмысливания высказываний, написанных в различных стилях. Для пятого класса – это высказывания диалогического и монологического характера в разговорном, художественном и научно-популярном стилях. Шестиклассники впервые ознакомятся с официально-деловым стилем. В седьмом классе добавляются тексты, написанные в публицистическом стиле. В восьмом и девятом классах новыми для учащихся будут сложные в лексическом плане тексты в научном и публицистическом стилях. В десятом-одиннадцатом классах школьники знакомятся с текстами всех стилей, формирующими их лексикон, мировоззрение и тем самым готовящими их к вступлению в самостоятельную жизнь.



Сборники текстов с тестовыми заданиями выполнены в полном соответствии с действующими программами для школ. Из таблиц в предисловии учитель сможет почерпнуть сведения о требуемом объёме текстов, количестве и структуре тестовых заданий к ним соответственно возрастным категориям учащихся. Пособие поможет учителю сэкономить время при подготовке к обучающему и контрольному аудированию и чтению молча.

Поскольку объём текстов для аудирования и чтения молча в школах с русским и украинским языком обучения различается, составители сборников позаботились о том, чтобы пособием могли пользоваться все учителя-словесники.

Тексты, предложенные авторами-составителями сборников, разнообразны по тематике, актуальны, интегрированы с другими предметами школьного учебного цикла – природоведением, биологией, географией, историей, химией, музыкой, изобразительным искусством и др. Они дают возможность учащимся почерпнуть новые сведения, и, в конечном счёте, развить ум, а мыслящая голова, как говорил П. Буаст, никогда не скучает.

Сборники можно использовать для обучающего аудирования и чтения молча. Эти виды работы займут часть любого комбинированного урока. На урок контроля знаний, умений и навыков обычно планируется два вида работы, например: списывание и тестирование; аудирование и зрительно-слуховой диктант; чтение молча и тестирование и т.д.

Методика проведения аудирования и чтения молча хорошо известна учителям: дети слушают (или читают) новый для них текст, затем выполняют тестовые задания (отмечают правильный вариант ответа) и сдают свою работу на проверку.

Сборником текстов с тестовыми заданиями теперь никого не удивишь, даже если все тексты публикуются впервые. В чём же особенность пособий, о которых идёт речь? Нам хотелось сделать что-то новое, современное. Такой новинкой стало электронное приложение на диске, на котором учитель найдёт тексты для чтения молча и тестовые задания к обоим видам работ (правильные ответы помещены в самом сборнике). Тексты для чтения молча и все тестовые задания подготовлены для распечатки.



Если в школе оборудован компьютерный класс, с помощью помещенного на диск электронного приложения можно провести аудирование и чтение молча в локальной сети. При этом учитель, сидя за своим компьютером, может видеть, как отвечает на вопросы тестовых заданий каждый ученик.

Ученик может пройти задание индивидуально (за своим компьютером), готовясь к контрольной работе. Программа, размещённая на диске, посчитает количество заработанных баллов и сообщит об этом.
Таким образом, предлагаемые сборники текстов для аудирования и чтения молча дают возможность работать с тестовыми заданиями и на бумаге, и на экране компьютера. Совмещение привычных и новых видов деятельности разнообразит уроки, поможет школьникам по-новому взглянуть на изучение языков.
Навыки аудирования и чтения молча осуществят преемственную связь в обучении и подготовят подростков к овладению риторикой, а именно: разовьют их память и логику.

Как пользоваться диском.

Поместите диск в дисковод и подождите, пока он самостоятельно загрузится. После того как появится надпись «Начало работы» , нажмите кнопку «ОК». Ознакомьтесь с лицензионным соглашением, отметьте вариант «Я согласен» и, нажав кнопку «Далее», переходите на главную страничку.

Справа от кнопок «Аудирование», «Чтение молча», «О диске», «Дополнительно», «Установить» есть комментарии, что именно вы найдёте нажав на них. В этом же окне есть кнопки «Издательство Ранок» и «Е-Ranok», нажав которые вы получите информацию о печатной и электронной продукции издательства.


Выберите нужный вам вид работы, например, «Аудирование». В следующем окне – класс и название стиля, например: «8 класс, художественный стиль». Далее вы увидите список заголовков текстов (напечатанных в сборнике), к которым предлагаются тестовые задания. Выберите нужный вам заголовок и пройдите дальше.
Тестовые задания можно выполнять на бумаге и в компьютере.


В первом случае («Работа с текстовым документом») их можно просмотреть («Открыть для просмотра») или распечатать («Распечатать»). Во втором случае («Работа с электронным тестом») можно пройти тестирование в компьютере («Открыть для прохождения» или «Скопировать на жесткий диск»). В каждом случае, выбрав нужную функцию, нажмите «ОК». Обратите внимание, что перед копированием теста на жесткий диск нужно сначала установить программу MyTest, вернувшись к кнопке «Установить» в главном меню.

Если вы открыли тест для прохождения, появится окно с панелью инструментов вверху. Кликните мышкой на слове «Тест». Возникнет выпадающее меню. Выберите кнопку «Начать тест». Появится окошко «Начнём тест?!». Вводите свои данные и нажмите кнопку «ОК». После этого появятся вопросы и варианты ответов на них. Отмечайте правильный, по вашему мнению, ответ и двигайтесь дальше. Когда тест пройден полностью, появляется окошко «Результаты тестирования» с указанием имени того, кто выполнял задания, анализом проделанной работы и оценкой. Чтобы выйти, нажмите «ОК».

Интерфейс диска устроен просто и понятно. Успехов вам!
(Т. Н. Шабельник, учитель-методист)

Назад